-
Отраслевое объединение «СОЮЗЦЕМЕНТ» представило прогноз потребления цемента в Российской Федерации на 2025–2027 годы
В исследовательской работе, подготовленной аналитической компанией ООО «СМ Про» по инициативе Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ», на основе макроанализа потребления общестроительного цемента по Российской Федерации и сегментированного анализа по федеральным округам сформирован прогноз потребления цемента в стране на 2025-2027 годы.
«Цель данного исследования - разработать обоснованный прогноз потребления цемента в Российской Федерации на период с 2025 по 2027 годы. Прогноз базируется на математической модели, учитывающей ключевые факторы, влияющие на рынок цемента, и предназначен для поддержки стратегических решений производителей, потребителей и регуляторов отрасли. Ранее НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» запрашивало государственный прогноз потребления цемента на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы, однако он не был сформирован и направлен производителям», - поясняет исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина.
По данным исследования, с учетом данных консервативного и базового сценария Минэкономразвития, в 2025 году ожидается объем потребления цемента в Российской Федерации в диапазоне 58,5 - 62,9 млн тонн, что составляет от -5,2 до -11,9% к уровню 2024 года; в 2026 году - в диапазоне 55,2 - 63,7 млн тонн (от -5,6 до +1,2% к 2025 году); в 2027 году - в диапазоне 59,8 - 66,6 млн тонн или от +4,6 до +8,2% к аналогичному показателю 2026 года. (На рис. 1 представлена динамика потребления цемента в Российской Федерации за период 2017-2027 годы - фактические и прогнозные (базовые и консервативные значения)).
Основными факторами, определяющими предполагаемую динамику, в исследовании названы прогнозируемые Минэкономразвития России изменение ВВП и снижение объемов жилищного строительства (по данным Минстроя России). Достижение указанных показателей по потреблению цемента будет зависеть, помимо прочего, от достижения плановых бюджетных показателей, а также от финансирования национальных проектов.
При проведении исследования использованы два подхода. Это моделирование на макроуровне в целом по Российской Федерации, основанное на анализе совокупных показателей ВВП, динамики инвестиций, государственных расходов и других агрегированных индикаторов. Второй подход - сегментация потребления цемента по федеральным округам, где наряду с общероссийскими макроэкономическими показателями учитываются региональные особенности: структура жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства, специфика реализации национальных проектов, динамика жилищного строительства и прочие факторы, характерные для конкретного округа.
«Двухуровневый подход к прогнозированию (макроанализ по Российской Федерации и сегментированный анализ по федеральным округам) позволяет комплексно оценить перспективы потребления цемента и учесть как общие тенденции для всей страны, так и специфику отдельных регионов, - поясняет исполнительный директор «СМ Про» Евгений Высоцкий. – Кроме того, математическая модель построена на основе данных наблюдений за значительный период - последние 15 лет (с 2010 по 2024 годы), что позволяет обеспечить надежность прогнозов. Также мы провели опросы в группах участников рынка: федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение государственных программ; крупнейшие потребители цемента по видам деятельности; цементные заводы и их индикативные клиенты».
«Прогноз потребления цемента имеет высокую практическую значимость, - комментирует Дарья Мартынкина. - Цемент является базовым материалом, аналитики часто используют объемы его потребления как индикатор состояния строительной индустрии. Понимание будущих объемов потребления позволяет оптимизировать мощности, планировать инвестиции в модернизацию оборудования и ремонты, что особенно актуально с учетом высокой капиталоемкости цементного производства. Это способствует повышению эффективности работы предприятий и укреплению их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Результаты исследования также могут быть использованы профильными органами власти и строительными компаниями при разработке среднесрочных и долгосрочных программ развития». -
Для повышения цен на стройматериалы в 2024 году нет оснований
Об этом заявил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. Однако НОСТРОЙ получает информацию от строительных компаний о том, что им приходят уведомления от производителей и поставщиков о ближайшем повышении цен на продукцию, например, бетон, раствор, ж/б изделия, металлопрокат.
По словам Глушкова, за 2023 год выросла стоимость основных строительных материалов: песок (+13 %), плиты перекрытия железобетонные (+11 %), раствор цементный, смеси асфальтобетонные, щебень (+10 %), бетон, кабель силовой (+9 %).
Значительный рост стоимости материалов (выше уровня инфляции), за 2023 год произошёл по следующим строительным ресурсам: битум (+43 %), сталь арматурная (+34 %), сталь листовая (+24 %), трубы стальные (+18 %), блоки из ячеистых бетонов (+17 %).
Эксперт добавил, что единственный материальный ресурс, показавший снижение, – это кирпич керамический. Его стоимость с начала года снизилась на 5,3 %. -
Девелоперы в РФ получат льготные кредиты на производство стройматериалов
Российские застройщики получат льготные кредиты для развития собственного производства стройматериалов и стройтехники, сообщил первый замглавы Минстроя РФ Александр Ломакин.
«Вместе с институтом развития «ВЭБ.РФ» мы проработали долгосрочную программу льготного кредитования для таких компаний, она сейчас проходит согласование в Минфине, поскольку «ВЭБ.РФ», скорее всего, потребуются средства на субсидирование процентной ставки. В целом стоит задача запустить эту программу в 2023 году», - сказал он.
Первые кредиты на развитие производства могут быть выданы девелоперам уже в начале второго полугодия текущего года, добавил Ломакин. -
Росстандарт утвердил актуализированный справочник по наилучшим доступным технологиям «Производство цемента»
Приказом Росстандарта утвержден информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям (ИТС НДТ) 6-2022 «Производство цемента». Обновленная версия документа начнет действовать с 1 сентября 2023 года.
НО «Союзцемент» принимал участие в актуализации справочника. С учетом предложений предприятий, входящих в отраслевое объединение, Союз предоставил в Бюро НДТ данные для дополнения документа информацией, отражающей современные технологические процессы цементной индустрии.
Предприятия цементной промышленности используют справочник НДТ «Производство цемента» как компетентный источник информации при обосновании технологических процессов, а также при заполнении документов для получения предусмотренных законодательством лицензий и разрешений.
По инициативе НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» документ дополнен сведениями о производственных процессах, предполагающих использование альтернативных источников энергии. Так, в документ добавлена методика, позволяющая обосновать отсутствие зольного остатка при использовании альтернативного топлива. Теперь справочником можно будет воспользоваться, например, при обосновании утилизации отходов в цементной промышленности.
Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 6-2022 «Производство цемента» актуализирован в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2014 г.
№ 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».
Документ будет опубликован на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта). Сейчас с содержанием документа можно ознакомиться на портале Бюро НДТ.
В связи с принятием новой версии справочника Росстандартом с 1 сентября 2023 года отменяется информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 6-2015. -
Михаил Мишустин утвердил Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года
Развитие льготных ипотечных программ, цифровизация строительных процессов, сокращение административных процедур, а также обновление коммунальной инфраструктуры – эти и другие цели обозначены в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года. Её своим распоряжением утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Стратегия определяет, что в России к концу 2030 года суммарный десятилетний объём ввода жилья должен составить не менее 1 млрд кв. м. При этом сроки реализации проектов должны значительно сократиться без снижения требований к качеству и безопасности построенных домов.
Добиться решения этих задач можно в том числе с помощью развития льготных ипотечных программ – они, как и сейчас, должны быть направлены на поддержку семей с детьми и других социальных групп, например молодых специалистов. Кроме того, в стране должна получить широкое распространение ипотека для строительства индивидуальных жилых домов – таких кредитов к 2030 году должно выдаваться не менее 500 тыс. В целом к этому сроку различные ипотечные кредиты должны стать доступны для 60% российских семей.
Ещё один вектор работы по достижению поставленных целей – оптимизация и перевод в электронный вид большинства административных процедур. Такая работа подразумевает сокращение излишних требований и согласований. В итоге сроки инвестиционно-строительного цикла к 2030 году должны сократиться на 30% по сравнению с показателями 2019 года, а количество предоставляемых документов, сведений и согласований уменьшиться вдвое.
«Всё это позволит снизить нагрузку на бизнес, упростить взаимодействие компаний с органами власти. И в целом повысить эффективность строительства жилых домов, транспортной и социальной инфраструктуры», – подчеркнул Михаил Мишустин в ходе заседания Правительства 26 октября.
Всего к 2030 году жилой фонд России должен быть обновлён более чем на 20%, а уровень обеспеченности жильём должен вырасти с сегодняшних 27,8 кв. м на человека до 33,3 кв. м.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства особое внимание в стратегии уделено развитию инфраструктуры. Так, к 2030 году доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных источников, должна увеличиться с нынешних 86,5% до 99%. Такого результата можно добиться за счёт строительства новых водопроводных сетей в сельской местности.
Помимо этого, стратегия ставит задачу стимулирования внутреннего спроса на сжиженный природный газ – он сможет обеспечить энергетическую безопасность территорий, отдалённых от магистральных газовых сетей и до сих пор использующих в качестве топлива мазут и уголь.
«Подготовленная нами Стратегия развития строительства и ЖКХ – это первый документ в отечественной практике такого рода. Его главная особенность заключается в том, что в нём увязаны все направления строительства. Это залог того, что мы получим сбалансированное развитие всей инфраструктуры, ориентированное на человека», – отметил вице-премьер Марат Хуснуллин.
Долгосрочное планирование в строительной сфере – это одна из наиболее эффективных мер поддержки и смежных отраслей. Производители будут понимать, что, когда и в каком объёме потребуется стройке, добавил вице-премьер. -
В России предложили ввести цифровую маркировку стройматериалов
Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ России до 2030 года предусматривает снижение доли фальсификата на рынке стройматериалов и введение цифровой маркировки товаров, следует из документа, опубликованного на сайте правительства.
«Создание системы уникальной цифровой маркировки строительных материалов и изделий, используемой для проведения контроля (надзора)», - говорится в стратегии.
Согласно базовому сценарию реализации документа, доля фальсифицированных строительных материалов к 2030 году должна сократиться на 50 % и к 2035 году - на 80 %. При рисковом сценарии показатели снижены до 30 % и 60% соответственно. Кроме того, предлагается ввести ответственность за недостоверные сведения о результатах испытаний для всех строительных лабораторий.
Доля импортных стройматериалов при базовом сценарии должна сократиться на 25 % к 2030 году и на 50 % - к 2035 году, а при рисковом сценарии - на 20 % и 30 % соответственно. Сегодня, по данным стратегии, зависимость от импорта материалов и оборудования составляет до 5 % - для массового жилищного строительства и дорог, до 10% - для административных зданий и инженерных сооружений, до 35 % - для промышленных объектов.
Стратегия также предлагает предоставить маркетинговую и информационную поддержку производителям инновационных строительных материалов, а также поддержать импортозамещение технологического оборудования, запчастей и комплектующих к нему для производства стройматериалов.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в среду утвердил стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин ранее сообщал, что общая стоимость реализации стратегии до 2030 года ориентировочно составляет 150 трлн рублей, основная часть из которых - внебюджетные источники, при этом за тот же период бюджет получит более 30 трлн рублей налогов и иных поступлений -
Обновлены перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия
Обновлены перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия
-
-